Распространено мнение, что Иисус был схвачен и
предан смерти безвинно, что суд над ним был лишь видимостью и служил
прикрытием беззаконной расправы. Считается, что Иисус пал жертвой
зависти и коварства иудейских старейшин при внезапном ожесточении толпы
и попустительстве римского наместника Пилата. Уже в апостольское время
было найдено соответствующее пророчество: «как овца веден Он был
на
заклание и как агнец пред стригущим его безгласен» (Деян 8:32;
Ис 53:7). Многие нынешние богословы доказывают, что Иисуса
осудили даже вопреки собственно еврейским законам. Так ли это?
У нас нету информации из независимых источников о процессе над
Иисусом. В то время это событие не было значительным поэтому и
информации не сохранилось. Но даже из того что дошло до нас через
евангилие можно сделать вывод что решение имело под собой серьезную
основу по законам того времени.
Надо так же обратить внимание что и Садукеи и Фарисей были едины во
мнение. Что может тольго говорить о серьезности обвинений.
Видимо не все рассказано в евангелие. Об этом также можно косвенно
судить по поведению учеников Иисуса которые отказались от него и
стыдились его . А почему ведь им ничего не грозило.
Вспомним обвинения, выдвинутые против Иисуса, так,
как они звучат в Евангелиях:
1) несоблюдение священной субботы (Мф 12:10;
Лк 6:7; Ин 5:16; 9:16);
2) «изгнание бесов силою Веельзевула»,
т. е. Сатаны (Мф 12:23; Лк 11:15);
3) покушение на незыблемость Иерусалимского Храма (Мф
26:61; Мк 14:58; ср. Деян 6:14);
4) богохульство: прощение людям грехов, что может
делать только Бог (Мк 2:7; Мф 9:3; Лк 5:21);
5) святотатство: самоназвание «Сын
Божий» (Мф 26:63-65) или «Сын
Благословенного» (Мк 14:61-63),
что равнозначно понятию «Мессия Израилев»; в передаче
Иоанна: «Отцом
Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (5:18), «будучи
человеком,
делал Себя Богом» (10:33);
6) запрет платить налоги государству — «давать
подать Кесарю» (Лк 23:2).
Рассмотрим эти обвинения с двух сторон:
действительно ли Иисус совершал то, в чем его обвиняли, и имели ли его
судьи правовое основание выносить ему смертный приговор?
О том, насколько ревностно соблюдали евреи
библейскую заповедь хранить субботний покой (Лев 23:3),
свидетельствует Ветхий Завет. Заповедь эта соблюдалась нередко даже во
время войны пред лицом вооруженного неприятеля (1 Мак 2:32-33).
Во времена Иисуса почитание субботы было доведено до крайности. Фарисеи
в мелочных подробностях регламентировали поведение в субботу, и многие
из этих правил перекочевали затем в Талмуд (трактаты Шаббат и Эрубин).
Запрещалась, например, в этот день всякая врачебная практика.
Исключение представляли лишь операции с теми пациентами, которым без
немедленного врачебного вмешательства грозила смерть. Иисус же в
большинстве случаев исцелял хронических больных (слепых, хромых,
парализованных), и делал это также в субботу, отчего выглядел явным
нарушителем раввинских предписаний. Предусматривалась ли высшая мера
наказания за нарушение заповеди о субботнем покое? Да. Как известно из
Торы, человека, собиравшего в субботу дрова, Моисей велел забить
камнями до смерти (Чис 15:32-36). Поведение Моисея служило
прецедентом для раввинского законодательства. В Мишне говорится, что
осквернитель субботы подлежит побитию камнями (Санг 7.4).
Что касается обвинения в связях с бесами и
Веельзевулом, то это легко подпадало под колдовство,
запрещенное Торой и также наказываемое смертью (Лев 20:27; Вт
18:10-11).
Средневековые авторы «Тольдот Иешу» представляют основателя
христианства именно таким фольклорным чародеем-заклинателем, оживляющим
глиняные статуэтки, летающим по воздуху (ср. с хождением по водам в
Евангелиях), заговаривающим дерево, на котором его собираются повесить.
В сущности Иисус из Назарета оставался сельским
проповедником, понятым и принятым в низших слоях населения, среди
людей, не искушенных в теологии и проблемах мессианизма. В городах он,
как правило, терпел неудачи. Так было в Хоразине, так было в Вифсаиде,
в Десятиградии и, наконец, в Иерусалиме. Даже славный Капернаум,
поначалу восторженно встретивший назаретско-го пророка, ставший для
него своеобразной Мединой и любовно названный в Евангелии от Матфея
«Своим (т. е. его, Иисуса. — Б. Д.) городом»
(9:1), и тот скоро
охладел и разочаровался в Иисусе, за что заслужил его проклятие:
«И ты,
Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!» (Мф 11:23).
В христианских преданиях сохранились воспоминания о торжественном
вступлении Иисуса в Иерусалим, когда, казалось, его встречает с
ликованием весь народ, но это было призрачное чувство. Вероятно даже,
Иисуса приветствовали вовсе не иерусалимляне, а паломники, вместе с ним
пришедшие в Иерусалим праздновать Пасху, в том числе его земляки
галилеяне.
.
Спустя двадцать лет апостол Павел в аналогичном положении проявил
чрезвычайную гибкость и изобретательность, привлек на свою сторону
фарисеев, внес раскол между ними и саддукеями, и этим спас свою жизнь.
Впрочем, среди недоверчивых и подозрительных
иерусалимлян Иисус вел себя по возможности осторожно. Можно поверить
евангелисту Иоанну, который рассказывает о неопределенности
иерусалимлян в отношении Иисуса: «долго ли Тебе держать нас в
недоумении? если ты Христос, скажи нам прямо» (10:24). В столице
Иудеи
Иисус не торопился объявлять о своей чрезвычайной роли. До самого
ареста и даже во время процесса у судей не было свидетелей, которые
ясно и недвусмысленно показали бы, что Иисус называл себя Мессией.
Термин «Сын Божий» можно было толковать слишком широко,
например, в
смысле «чада», «дитя Божьего», что означает
любого из верующих. В
дебатах на эту тему Иисус привлек однажды 81-й псалом, где о верующих
говорится: «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего — все вы»
(81:6; Ин 10:34).
Не случайно первосвященник, допрашивавший Иисуса, вынужден был в
качестве решающей улики принять его собственное признание. Вопрос
первосвященника и ответ Иисуса претерпели в традиции различные
переделки, но, кажется, ближе всего к реальности они представлены в
Евангелии от Марка: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?»
Иисус сказал:
«Это Я , и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и
грядущего на облаках небесных» (14:61-62). Иисус не только
подтвердил,
что он Мессия, но и сопроводил это соответствующим образом из Книги
Даниила (7:13-14). Услышав такой ответ, первосвященник расценил его как
богохульство (14:64), после чего члены синедриона единодушно вынесли
Иисусу смертный приговор. Означал он, впрочем, не то, что Иисус
признается виновным в том, что назвал себя Мессией, а в том, что
присвоил себе этот титул, не имея на то достаточных оснований.
Заявление подсудимого было расценено как покушение на
священную мессианскую идею. Поведение судей свидетельствует о том, что
такое покушение влекло за собой самое суровое наказание вплоть до
смертной казни. И то, что этот фарисейский по сути приговор выразил
первосвященник-саддукей и его поддержали другие саддукеи, говорит
о серьезности обвинения.