«Охмуряют – крикнул Остап, спускаясь с лестницы. – Самый охмуреж идет!»

И.Ильф, Е. Петров

«Золотой теленок»

 

«…Объявляют зло добром, а благо – злом, тьму считают светом, а свет – тьмой, горькое сладким, а сладкое – горьким. (Исайя, 5:20)»

 

«Мы осознаем теперь, что много веков слепота поражала наши очи, так что мы не созерцали более красоты Тобою избранного народа…»

Папа Иоанн XXIII

 

     С первых моментов своей деятельности на территории бывшего СССР различные иудео-христианские секты усиленно пытались создать иллюзию своей “еврейскости”. В ход шло все: и названия на иврите, и широкое использование узнаваемых и дорогих евреям атрибутов и символов (звезды Давида, меноры, израильские флаги, даже свитки Торы). А уж о знакомых с детства мелодиях “тум-балалайка” и “хава-нагила” и говорить не приходится – без них не обходилось ни одно собрание этих групп. Проповедники называли себя раввинами и выходили на сцену в кипах и молитвенных покрывалах – талесах, безжалостно коверкая слова, произносили нараспев еврейские молитвы, одним словом – вживались в образ почти по Станиславскому. Расчет при этом делался на то, что, в силу известных исторических причин, “джентльменский набор” знаний среднего бывшего советского еврея о вере предков ограничивался, в лучшем случае, лишь этими поверхностными представлениями.

     Надо признать, что эта циничная тактика принесла сектантам определенные дивиденды. Часть введенных ими в заблуждение людей искренне верили, что, посещая “еврейские” концерты, “служения”, “шабаты”, “библейские классы” и т.п., они приобщаются к традициям своего народа. Более того, сектантам удалось дезориентировать и официальные органы, ответственные за регистрацию религиозных организаций и широкие круги населения.

Однако, в точном соответствии с известной пословицей о шиле в мешке, в документах и заявлениях, предназначенных для “своих”, конфессиональная принадлежность “Евреев за Иисуса” и “Мессианских Евреев” выглядит вполне определенно. Так, в доктринальных положениях “Евреев за Иисуса” первый же пункт провозглашает: “Мы верим, что Мессия Иисус является вечно сущим и равен Богу-Отцу…”. Даже для неспециалиста в области сравнительного религиоведения одной этой фразы достаточно чтобы понять, что к иудаизму их вера (как бы она ни называлась) не имеет никакого отношения.

В десятом пункте того же документа утверждается: “Мы – евангелисты и считаем себя отраслью поместной церкви. Подготовка наших сотрудников позволяет им служить в большинстве церквей и миссий. Помимо прочего, мы не считаем свою работу с новым верующим завершенной, если он не принимает участия в работе поместной церкви и миссии”.

 А вот выдержки из инструкции “Евреев за Иисуса”, деликатно озаглавленной “Несколько советов… как свидетельствовать Вашим новым знакомым-евреям”. Она открывается предложением “стать настоящим другом… попробовать наладить добрые взаимоотношения со своими знакомыми-евреями, прежде чем начать свидетельствовать им”. Необходимость такой “дружбы” тут же иллюстрируется ссылкой на неудачный пример многих миссионеров, которые “пытаются привести еврейские души ко Христу, абсолютно не стараясь узнать собеседника поближе.

Дальнейшая инструкция напоминает пособие по вербовке агентов. Тут мы встречаем и рекомендацию “поддерживать беседы на серьезные темы”, невзирая на некомпетентность в них, и настойчивое напоминание “познакомиться со взглядами Вашего знакомого, его пониманием жизни”, и, конечно же, предостережение: “ни в коем случае не оставьте… впечатления, что Вы интересуетесь его жизнью лишь для того, чтобы обратить в свою веру”. А в аналогичной инструкции другой миссионерской группы “Избранный народ”, помимо стандартного напоминания о том, что “лучшая возможность для евангелизации – доверительные дружеские отношения”, прямо рекомендуется “…вместо “Христос” говорить “Мессия”, вместо “крест” – “древо”, а вместо “Иисус” – “Иешуа”. Таким путем ты сделаешь Благую Весть более ”еврейской”.”
Обе инструкции рекомендуют миссионерам интересоваться жизненными проблемами своих новоиспеченных “друзей-евреев”, сразу же следует и инструкция, как этим лучше воспользоваться в собственных целях: “может быть, твой друг-еврей расскажет тебе о том, что у него в жизни существует какая-то проблема. Это прекрасный повод для того, чтобы прочесть ему соответствующее место из Писания… можно также предложить ему почитать христианскую книгу, в которой говорится именно об этой проблеме”.
Также настойчиво рекомендуется рассказывать истории о том, как Иисус помог в трудных жизненных ситуациях. На тех, кто слышит такой рассказ впервые, да еще со слезой в голосе, он действительно может произвести впечатление. Однако, выслушав не один десяток подобных историй, начинаешь понимать, что алгоритм их составления разрабатывался там же, где и другие инструкции по обработке новичков. Схема проста и незатейлива: жил-был еврей, все в его жизни было плохо (пил, курил, кололся, воровал, болел, сидел в тюрьме, жена ушла, потерял работу, ругался матом – нужное подчеркнуть), встретил миссионера, который рассказал ему об Иисусе (эта часть без вариантов) – и вдруг все стало хорошо (вставить действие, обратное выбранному в первом пункте).
     На сайте еще одной миссионерской группы, называющей себя “Еврейский голос” (прежнее название – “Слушай, Израиль!”), откровенно рассказывается о цели, ради которой группа организует так называемые “Фестивали еврейской музыки и танца”: “Наша задача, во-первых, в провозглашении евангелия еврейским общинам мира, главным образом через средства массовой информации, пропагандистские фестивали и насаждение мессианских еврейских общин”. Далее прямо говорится, что необходимо “…создать мессианскую общину в каждом городе, где проводится наш фестиваль”.
     В буклете, распространяемом той же группой в США для привлечения потенциальных спонсоров, достаточно цинично рассказано об истинной цели раздачи гуманитарной помощи: “…более полутонны медицинских товаров, оборудования и витаминов было распределено группами “Слушай, Израиль!” по больницам Киева. За проявленным к медицине вниманием следуют посещения больниц, в ходе которых члены группы
проповедуют евангелие. В результате пациенты, врачи и другие сотрудники больниц пришли к познанию Бога.“

Надо отметить, что пропаганду «мессианцев» часто отличает агрессивность по отношению к евреям, исповедующим иудаизм. К примеру, в качестве пропагандистского показывается фильм «история выживших», который уверяет, что из уничтожавшихся нацистами евреев выжили только те, кто принял христианство.

По своей культовой практике «мессианские евреи»  ближе всего к представителям таких направлений христианства, как неопятидесятники и харизматы.

Методы работы у мессианских евреев напоминают маркетинговые приемы т.н. сетевой торговли - раздача листовок в людных местах (станции метро, вокзалы, торговые центры), рассылка агитационных материалов по почте и их раскладка по почтовым ящикам, собрания на стадионах и в кинотеатрах и пр. причем в качестве мест раздачи листовок часто выбираются светские и религиозные еврейские праздники.

     На сегодняшний день, за исключением экстремистских сект типа «Евреи за Иисуса», практически все христианские конфессии полностью отказались от миссионерской деятельности по отношению к евреям. 

     Католическая церковь, сохранившая миссию по отношению к язычникам и мусульманам, упразднила ее в отношении евреев. То же касается и протестантов. Всемирный христианский миссионерский альянс, в который входят все ведущие протестантские церкви, действует во всех странах мира, включая страны ислама, но в Израиле деятельность этой организации сведена лишь к символическому представительству. Те, кто прицельно охотятся за еврейскими душами – либо адепты маргинальных сект, либо частные лица, деятельность которых не поощряется их церквями.

"Евреи за Иисуса"


Христианская миссия “Евреи за Иисуса” была основана в начале 70-х годов в Калифорнии небольшой группой христиан еврейского происхождения, давно отошедших от еврейства и  принадлежащих к различным протестантским церквям. 
    На территории бывшего СССР “Евреи за Иисуса” появились в 1991 году, когда один из  лидеров миссии, Ави Снайдер, обосновался в Одессе. Оттуда группы “Евреев за Иисуса”  стали выезжать по другим городам  Украины и России, организуя “евангелизационные кампании”.  Вскоре  координационный центр миссии по СНГ был переведен из Одессы в Москву: Ави Снайдеру и его семейству  жизнь в Москве показалась куда как более комфортабельной, чем в Одессе, и он поспешил переехать в столицу России, где развернул  еще более широкомасштабную деятельность. От Москвы и до Петербурга недалеко, вот и стали “Евреи за Иисуса” наезжать в наш город...   
    Хотя в уставе миссии говорится, что главная ее цель “помочь евреям, верующим в Иисуса, сохранить свое национальное и культурное своеобразие”,  подлинная ее цель, конечно же,  обращение евреев в христианство. Любыми методами, включая обман, угрозы, давление на психику. Что же до “национального и культурного своеобразия”, то  ни один из работающих на территории бывшего СССР сотрудника миссии “Евреи за Иисуса” (включая американских подданных) не знает иврита и даже идиша и не имеет ни малейшего представления о Традиции.  Участникам “евангелизационных кампаний” обычно раздают сборник христианских песнопений, часть из которых  записана на иврите русскими буквами (с солидным количеством ошибок). Перед тем как отправляться на “уличную евангелизацию”,  поют эти песнопения прямо по  книжке. На этом “национальное и культурное своеобразие”  кончается...
    Хотя Ави Снайдер с большинством своих одесских сотрудников переехал в Москву,  штаб-квартира “Евреев за Иисуса” в Одессе по-прежнему продолжает существовать и является для лидеров, работающих в Москве, почти неисчерпаемым источником новых кадров: молодые люди из Одессы и других городов Украины  просто рвутся работать в Москве: без зарплаты, без прописки, только за одно питание и  шмотки из гуманитарной помощи. В Москве интереснее, в Москве сытнее, в Москве больше перспектив. Большинство “Евреев за Иисуса”, раздававших листовки на улицах Петербурга, - это именно  они,  молодые люди, прошедшие подготовку в Одессе, а потом уже получившие возможность “работать” в Москве.  Им поручается “грязная работа”, которой гнушается сам Ави Снайдер: установление контактов с церквями в различных городах, вербовка местных  верующих, раздача листовок на улицах,  посещение еврейских семей, адреса которых удается получить.  Большинству жителей Москвы (и русским, и евреям, и всем остальным) уже надоело видеть на улицах  “Евреев за Иисуса”, и иной раз  им приходится не только слышать от прохожих  мат по своему адресу, но еще и получать по физиономии.  Не жалует их и милиция. (И надо сказать, что такое отношение вполне оправдано: в большинстве цивилизованных стран стражи порядка ограничивают деятельность “Евреев за Иисуса”, а в Германии эта организация и вовсе запрещена как антисемитская.)  Но это проблемы не Ави Снайдера и не его ближайших сподвижников, а все тех же иногородних молодых людей, приехавших в Москву и зачастую нелегально проживающих  там (миссия далеко не всегда беспокоится о регистрации своих людей в установленном порядке).
    Вот что рассказывает Таня - русская девушка из Сибири, уже полгода “проходящая стажировку” в московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса”: “Бывает, что прохожие бьют нас или плюют в лицо. И русские, и евреи. Я участвовала в евангелизационных кампаниях в нескольких городах, но негде больше меня не били.  Только в Москве. Милиционеры, правда, девушек не бьют, только парней. Тетеньки из метро тоже на нас набрасываются, когда мы стоим рядом со станцией метро. Все они такие противные, мы их зовем “красными шапочками”. Как кто-нибудь из нас увидит, что приближается “красная шапочка”, так сразу старается уйти прочь. Они  не любят нас потому что, когда мы стоим рядом со станцией метро, в метро много мусора: люди бросают листовки на пол”.  
    Действительно, станции метро во время “евангелизационных кампаний” “Евреев за Иисуса” выглядят ужасно: на полу валяются  целые горы листовок. Хотя “Евреям за Иисуса” предписывается убирать брошенные на пол и на землю листовки,  все их убрать просто невозможно.  За один выход (“сорти”), продолжающийся обычно  от двух до четырех часов, каждый  участник раздает от 600 до 1000 листовок, а у каждой станции метро их не меньше двух человек. Больше половины этих листовок выбрасывается. Не случайно  листовки, которые руководство миссии именует “бродсайдами” (от английского слова “broadside” - листовка), многие участники “евангелизационных кампаний” в разговорах между собой называют “бросайтами”. 
    Таким как Таня приходится нелегко.  В отличие от лидеров  они не получают зарплаты, их только бесплатно кормят. “Кормят нас хорошо,” - говорит Таня. - “Каждый день дают фруктовые соки и обязательно мясо или курицу. Еще дают йогурт. В Сибири мы даже не знали, что это такое”.   Кроме форменных футболок и свитеров с надписью “Евреи за Иисуса”, иногда дают  одежду, присланную христианами из-за рубежа.  В Москве  Таня живет  в одной из семей местных “Евреев за Иисуса”, естественно, без регистрации. В любой момент ее могут  выдворить из Москвы за нелегальное проживание, как уже выдворили нескольких  ребят с Украины.  Но  все новые и новые люди приезжают в московскую штаб-квартиру миссии.  Кому-то просто хочется пожить в Москве  да еще с бесплатной кормежкой, а кто-то мечтает о положении лидера...    
    Но для того, чтобы чего-то добиться, требуется безоговорочное подчинение лидерам и очень тяжелая работа. “Иначе тебя просто выгонят. Вообще бывает, что выгоняют тех, кто ничем и не провинился,” - говорит  Маша - украинская девушка из Львова,  живущая при московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса” уже более года. Маша  рассказывает  историю одного из несостоявшихся лидеров - некоего Лени: “Его просто выгнали,  заставили вернуться к себе домой в Одессу. А ведь он  работал на миссию, как ишак.  Проработал больше года, и все напрасно... Испортил себе здоровье, начались проблемы с желудком, потом с сердцем. А прописки в Москве нет, к врачу не пойдешь. Лене становилось все хуже, но его по-прежнему заставляли работать. А потом, когда они увидели, что он уже не может работать, его выгнали”.      
    Неудивительно, что некоторые участники “евангелизационных кампаний” прилагают все усилия для того, чтобы скрыть от лидеров свою болезнь. Ира - двадцатилетняя девушка еврейского происхождения, приехавшая в Москву из Запорожья,  тяжело больна: у нее врожденный порок сердца. Она тщательно скрывает это от лидеров: боится, что ее выгонят. Между тем, руководство миссии не несет никакой ответственности  за то, что может случиться с такими, как Таня, Леня, Маша или Ира: все, кто начинает сотрудничать с “Евреями за Иисуса” (даже временно, на период одной “евангелизационной кампании”), должны при двух свидетелях подписать “Декларацию участника евангелизационной кампании”, в которой в числе прочего говорится следующее: “Евреи за Иисуса”  не несут ответственности за ущерб, который может  быть причинен моему здоровью ... во время кампании”.
    Вообще обстановка внутри миссии весьма далека от той идиллии, которую описывают  брошюры “Евреев за Иисуса”.  Во-первых, миссию раздирают конфликты на религиозной почве. Дело в том, что  члены миссии принадлежат к различным протестантским деноминациям, не очень то ладящим между собой. Например,  несколько лет назад, во время “евангелизационной кампании” в Киеве примерно половину участников составляли  представители баптистских  церквей, а другую половину - представители пятидесятнических церквей.  Дело кончилось  самой настоящей дракой.  В Петербурге, правда, такого не было: здесь  “евангелизационная команда”  была более однородной: в 1997 году заметно преобладали пятидесятники, а в 1998 и 1999 гг.  - баптисты. Однако без мелких выпадов  в адрес представителей других конфессий все равно не обошлось. Например, баптистка с Украины, пытаясь выяснить, к какой конфессии принадлежит  петербургская девушка, работавшая с ней в паре, спросила ее: “А вы кто - харики или полтинники?” (Имелись в виду харизматы и пятидесятники - примечание автора).     
    Конфликты бывают не только на религиозной почве. Многие стараются использовать все  легальные и нелегальные средства для того, чтобы выбиться в лидеры и получить какой-то гарантированный денежный заработок (небольшой по российским масштабам, но вполне приличный в представлении человека с Украины или из Беларуси). “Многие так и стремятся донести на кого-нибудь начальству. Доносы у нас просто процветают,” - говорит Маша. - “Атмосфера в миссии очень напряженная. Слежка почти тотальная. Допустишь какой-нибудь промах, и сразу же на тебя кто-нибудь настучит.  Мне порой просто хочется все бросить и вернуться домой  на Украину”. 
    Большинство “Евреев за Иисуса”  прекрасно понимает  бессмысленность  “евангелизационных кампаний”. Но, по причинам, указанным выше,  эти люди продолжают делать свое грязное дело.  Вот что говорит Надя - молодая украинка из Одессы:  “Конечно, вы должны понимать, что все цифры в наших отчетах просто дутые:  раздали два миллиона листовок,  получили десять тысяч адресов,  сто евреев приняли христианство во время кампании и т.д.  На самом деле большинство листовок попало в мусор, адреса нам дали просто из любопытства  (“Интересно, что за книжки присылают бесплатно?”), а если кто-то сказал слова покаяния (Так называемую “Молитву кающегося грешника” - слова, знаменующие формальный переход в христианство - примечание автора), то скорее всего он сделал  это просто для того, чтобы поскорее от нас отвязаться. Наше начальство требует от нас отчетов, вот мы их и пишем...” 
    Не знаю, какие там  мотивы у “Евреев за Иисуса”  на Западе, но здесь. в бывшем СССР, мотивы у них самые простые и меркантильные. Таня захотела пожить в Москве, Маше  надоело учиться в львовском вузе и тоже захотелось посмотреть на Москву.  Вера - молодая украинка из Одессы -  имела свой собственный киоск, но бизнес шел плохо. Она продала киоск, рассчиталась с долгами и тоже обосновалась в  московской штаб-квартире “Евреев за Иисуса”. Таких историй  наберется не один десяток.  Есть, конечно и  исключения...
    Славик - молодой человек  из ассимилированной еврейской семьи. Ему не было и девятнадцати лет, когда он  приехал в московскую штаб-квартиру “Евреев за Иисуса” из Одессы.  Его не интересует ни Москва с ее красотами, ни перспектива лидерства, ни   вкусная кормежка за счет западных спонсоров.  Его интересуют только приключения. Хотя он - один из самых молодых участников  “евангелизационных кампаний”, у него уже богатый опыт:  он побывал в  нескольких отделениях милиции в каждом из городов, где проходили “евангелизационные кампании”.  “Самые злые менты - в Днепропетровске,” - заявляет Славик тоном большого знатока. - “В Москве они тоже злые, но получше, чем в Днепропетровске.  А самые добрые - в Петербурге, они никогда нас не бьют и даже разговаривают с нами очень вежливо”.  Похоже, для Славика цель каждой “евангелизационной кампании” -  как можно чаще  попадать в  отделение милиции.  Даже в Петербурге, где милиционеры “самые добрые”, Славик умудрился  побывать в участке  два раза за неполные две недели.  Славик умышленно провоцирует сотрудников милиции и делает все для того, чтобы его задержали...    Да, каждый развлекается  по-своему!
    Гриша - другой молодой человек из ассимилированной еврейской семьи -  лет на пять-шесть постарше Славика.  Гриша тоже не преследует никаких меркантильных целей, участвуя в “евангелизационных кампаниях”: Гриша родился и вырос в Москве, у него есть в Москве жилье, прописка и работа.  Но Гриша - прихожанин одной из баптистских церквей, сотрудничающих с “Евреями за Иисуса”.  Как только намечается крупная “евангелизационная кампания”, от пастора этой церкви требуют “пять молодых еврейских верующих”.  Кроме Гриши, у него нет прихожан еврейского происхождения, поэтому он вызывает Гришу и говорит ему что-то вроде: “Давай, Гриша, план выполняй!” Хочет того Гриша или не хочет, но ему приходится за счет своего отпуска ехать то в Петербург, то куда-нибудь на Украину. Между тем, у Гриши есть жена и маленький ребенок, Грише хотелось бы побыть с ними, но, увы,  он не имеет права  отказаться: иначе придется уходить из церкви, а на это Гриша решиться не может. Печальная участь, не правда ли? 
    Впрочем, печальна  участь любого еврея, принявшего христианство. Подумайте об этом, когда  вы снова увидите на улицах “Евреев за Иисуса”, и постарайтесь  обходить их стороной.

По отношению к мессионерам  четко написано в торе  что надо делать.

Если станет подговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя или друг твой задушевный, тайно говоря: "Пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ни ты, ни отцы твои"
из богов народов что вокруг вас, близких к тебе или далеких от тебя, от осного края земли до другого,
 то не соглашайся с ним и не слушай его, и не щади его, и не жалей его, и не прикрывай его,
но убей его; рука твоя первая да настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа - после,
И побей его камнями, чтобы умер он, ибо хотел он отвратить тебя от Бога, всесильного твоего, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства.
А весь Израиль услышит и ужаснется, и не станут более делать такого зла в среде твоей.
ДВАРИМ XIII

Hosted by uCoz